Основная часть.Страница 1
В своем романе "Герой нашего времени" Лермонтов представил читателю совершенно новый тип личности психологического склада. Считается, что "Герой нашего времени» - первый в истории отечественной литературы "психологический роман", идейным и сюжетным стержнем которого является не биография, а личность человека, его душевная и интеллектуальная жизнь.
Главным героем романа является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, увязывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максим Максимычем в крепости за Тереком ("Бэла") "Он явился ко мне в полной форме . Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький". В "Максим Максимыче'' мы узнаем, что Печорин был среднего роста, стройный;,"широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов . «В "Максим Максимыче" Печорин - штатский, в отставке. Одет в бархатный сюртук, ослепительно чистое белье. Его походка была "небрежна и ленива". Он не размахивал руками, что автор считает признаком скрытности характера. У Печорина светлые волосы, усы и брови черные, немного вздернутый нос, зубы белые, глаза карие. Глаза " .не смеялись, когда он смеялся". В "Княжне Мери" Печорин сообщает о себе, что на вид он еще мальчик", что густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит. В его черкесской боевой одежде нет ничего лишнего.
О выносливости Печорина Максим Максимыч поясняет, что он в дождик и холод мог провести целый день на охоте.
Об имущественном состоянии героя мы получаем в тексте следующие комментарии. Княгиня Лиговская упоминает, что Печорин имеет состояние. Сам Печорин держит четырех лошадей: «одну для себя, трех для приятелей» ("Княжна Мери"). Максим Максимыч сказал, что Печорин-богатый человек, потому что имел много разных "дорогих вещиц". Бэла заметила, что у джигитов кафтаны серебром выложены, а у Печорина галуны золотые. У Печорина каждый день полон дам, обедают, ужинают, играют (Княжна Мери") следовательно, в жадности его не упрекнешь.
О светских связях Печорин говорит: «Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело: влюблялся в светских красавиц и был любим . «Княжна Лиговская знала его мать и была дружна с полудюжиной его тетушек.
О собственном образовании Печорин признается, что ему науки также надоели; что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько (''Бэла").
Какие же цели в жизни были перед Печориным? Он чувствует в душе своей "силы необъятные", но он "увлекся приманками страстей пустых''. Печорин признается: ‘'А что такое счастие? Насыщенная гордость". Печорин стремится подчинить своей воле окружающих, он не любит "женщин с характером; их ли это дело!"
Его любовь никому не принесла счастья, потому что он "ничем не жертвовал для тех, кого любил". Он любил только себя, «для собственного удовольствия".
Для Печорина характерно противоречие между его большими потенциальными возможностями и малыми жизненными целями. "Присутствие энтузиазма обдает меня крещенским холодом'', - замечает Печорин ("Княжна Мэри"). Именно такую реакцию можно ожидать от "ленивого барина", как его назвал автор в "Максим Максимыче".
Впрочем, Лермонтов расщедрился, обозначив Печорина автором «Журнала», произведения талантливого.
Объяснение образа Печорина обычно даётся как столкновение положительного природного начала с отрицательным социальным началом. В «Княжне Мэри» Печорин, «приняв глубоко тронутый вид», говорит: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я говорил правду – мне не верили, я начал обманывать… »
Печорин «к дружбе не способен». Да и с ним дружить не очень - то хотят. Например, приятели берут его трех лошадей с удовольствием, но никогда с ним не ездят вместе.
К женщинам Печорин относится потребительски, безнравственно. Быть для них «причиною страданий и радостей, не имея на то никакого права», - вот его кредо. О княжне Мэри он говорит, «как об английской лошади».
Уговорил сестру Бэлу отдать за коня. Похищение Бэлы разрешило жизнь её семьи, погубило её саму и отца. Вера из – за него потеряла «всё на свете». Мэри его возненавидела. Но это не мешает Печорину быть «о себе самого высокого мнения».
Лермонтов приводит несколько примеров личной храбрости Печорина. В «Фаталисте » описывается, как Печорин бросился через окно на вооруженного казака. На охоте ходил на кабана один на один («Бэла»). Отчаявшись добиться любви Бэлы, решил «гоняться за пулей или ударом шашки».
Чтобы предать ореол загадочности герою, Лермонтов наделяет его интуицией.
Статьи по теме:
Жизнь и творчество Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург.
Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 - 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария ...
Христианство – основа менталитета человека Средневековья
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалас ...
Практическая магия
Свою статью "Гадание по рунам" из "Науки и религии" Пелевин использовал на все сто: сдал ее в качестве курсовой работы в Литинститут и продал какому-то кооперативу в качестве инструкции к набору рун. Часто говорил, что ...