Белая стаяСтраница 2
Она учится жертвенности, и здесь вновь звучит христианская философия всепрощения и любви к ближнему. Именно здесь берут начала те гражданские мотивы, которые многие исследователи выделяют как главные в "Белой стае". Конечно, эта точка зрения формировалась в эпоху советского литературоведения, и это многое объясняет. Мы считаем, что гражданственность лирики Анны Ахматовой есть новый виток развития ее религиозности. Другой причиной возникновения этих мотивов является конкретная историческая эпоха, такие события, как революция, гражданская война.
В гражданской лирике происходит естественный переход субъективного начала "Я" к коллективному "Мы": "Думали, нет у нас ничего…", "Мы на сто лет состарились…", но это пока еще только начало развития самого высокого из человеческих чувств – патриотизма. Все-таки, лирическая героиня переживает общую катастрофу по-женски, как мать, как любимая:
Для того ль тебя носила
Я когда-то на руках,
Для того ль сияла сила
В голубых твоих глазах?
На Малаховом кургане
Офицера расстреляли…
Впервые в этом сборнике зазвучала тема материнства: "Доля матери – светлая пытка".
В Белой стае лирическая героиня по-прежнему верна теме любви, но теперь эта тема преломляется сквозь доминирующие черты духовности и религиозности. Она может сказать былому: "Прощу…".
Приходит ощущение окончательной потери сокровенной любви – лирическая героиня прощается с нею:
Он никогда не придет за мною,
Он никогда не вернется, Лена.
Умер сегодня мой царевич.
Сколько боли в этих сдержанных словах!
Все дорогие и любимые люди, которых забрало время, - сохранены в памяти, и другого не дано:
Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем тлеть и гореть…
Теперь, когда она обрела мудрость, когда она полна веры, когда понимает, что такое терпение, что главный закон бытия - прощение, - теперь она могла бы любить по-другому тех, кого подарила ей судьба. Но в одну воду нельзя войти дважды, и ничего в этой жизни нельзя вернуть… И в этом – трагизм любви лирической героини, но в этом же – бесценный опыт, в этом – выход к новым горизонтам, ибо, и теряя, мы обретаем.
Статьи по теме:
Антивоенная тема и роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус"
Не было поэта, писателя в Германии в XVII столетии, который так или иначе не отозвался бы на события Тридцатилетней войны.
Мартин Опиц, не доживший до конца ее, пишет ироническое "Похвальное слово богу войны", с грустью констат ...
Последние годы жизни. Смерть и похороны
В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден бы ...
Отображение русской действительности в произведениях И.А. Гончарова. Старая и новая Россия в творчестве И.А. Гончарова
И. А. Гончаров, на наш взгляд, является писателем, который быстрее других понял изменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому очень хор ...