Заключение
По окончании исследования можно сделать вывод о том, что Достоевский уделяет больше внимания цвету в описаниях. Конечно, цветовая гамма, используемая Достоевским, не очень богата. В описаниях преобладает желтый цвет, в меньшей степени автор использует красный, коричневый, белый, зеленый цвета.
«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать: сколько в нем листиков, какие в листиках зазубринки и сколько черточек». Или: комната Алены Ивановны была «с желтыми обоями», с мебелью «из желтого дерева», картинками в «желтых рамках». Дом, в котором жила Соня, «был трехэтажный, старый и зеленого цвета».
У Толстого цвет в описаниях обстановки почти не используется. Однако даже в тех редких случаях, когда Толстой прибегает к цвету, ощущение от обстановки создается совсем иное. Если у Достоевского цвет усугубляет гнетущее впечатление, производимое обстановкой, то у Толстого, напротив, как мне кажется, он вызывает чувство легкости и безмятежности. «Войдя в маленький кабинет Кити, хорошенькую, розовенькую, с куколками старого саксонского фарфора, комнатку, такую же молоденькую, розовенькую и веселую, какою была сама Кити .» Использование цвета Достоевским и Толстым в описании мест действий тоже, на мой взгляд, перекликается со статикой и динамикой в изображении обстановки. Фотографам хорошо известен эффект, создаваемый цветной и черно-белой фотографией. Наиболее удачные цветовые фотографии — это пейзажи, а черно-белые — это так называемые жанровые, то есть те фотографии, где есть какой-то сюжет. Фотографы считают, что цвет отвлекает и не позволяет в полной мере оценить оригинальность сюжета, сосредоточиться на мимике, жестах, движениях людей, поэтому они и предпочитают черно-белую фотографию цветной в сюжетной съемке. Так же и у Толстого. Акцентируя внимание на действиях героев, показывая их в движении, он не дает цветового описания. Статичное изображение обстановки у Достоевского, напротив, вполне сочетается с цветными картинками.
Каждый из писателей по-своему понимал и использовал в произведениях цвета. И это понятно, так как они прожили две совершенно разные жизни, в разной обстановке, окружении, и для каждого, может быть, какой-то цвет был наиболее значимым как в творчестве, так и в жизни.
Например, желтый и красный цвета у Достоевского предвещают беду, вызывают тревогу. А желтый Толстого также символизирует тревогу, предвещает неуверенность. Но красный является цветом радости, чего-то хорошего.
Для меня Достоевский ассоциируется с бледно-желто-серым цветом. Бледно-желтый – от болезни, серый – от угнетенной обстановки, «серой» жизни, от мрачной обстановки Инженерного замка, где располагалось училище, в котором учился писатель. Также, зеленый цвет – от игры в рулетку. В основном ярче всего выделяется желтый цвет, который Достоевский довольно часто использует в своих произведениях.
Для Толстого каких-то ярких ассоциаций выделить не удалось. Не удалось потому, что очень разнообразна та цветовая гамма, которую писатель использует. Можно сказать, что толстой ассоциируется со всеми цветами радуги, природы в целом. Ведь одним из его любимых, на мой взгляд, являлся лиловый -- цвет фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. Природа – это его любимая Ясная Поляна со всем разнообразием красок, какие могут быть в русском имении. Также романтичный розовый цвет также окружает для меня Льва Николаевича. Не удалось и потому, что сам Толстой многогранен, он разносторонняя личность.
Итак, можно сказать, что цвет является неотъемлемой частью в литературных произведениях. Без использования цветовых характеристик мы не смогли бы получать окончательный образ героя, места действия. Цвет является важной частью мира, сознания, виртуального мира. Достаточно представить мир в черно-белых тонах, и мы видим, сразу что-то не то. Поэтому все разнообразие красок работает незаметно для нашего сознания. На подсознательном уровне мы усваиваем цвет в описании чего-либо и на основе этого вырабатываем собственные ассоциации.
Статьи по теме:
«Я был счастлив успехом "Обломова"»
Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова", "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста " ...
Комедия. Фольклорные основы комедии
Комедия, вторая отрасль греческой драмы, получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг., на Ленеях еще позже (стр. ...
Формирование немецкой культуры
Огромную роль в формировании немецкой культуры нового времени сыграл поэт Мартин Опиц (1597-1639)
и его теоретический трактат "Книга о немецкой поэзии". Опиц призывал своих товарищей по труду изучать поэтический опыт античности ...