Л.Н. ТолстойСтраница 4
Мы почти всегда видим Элен в белом цвете, хотя белый – это цвет непорочности, невинности, чистоты, но в то же время насыщенность этого цвета вызывает затухание эмоций – появляется ощущение стерильности, безэмоциональности.
Как поистине великий писатель, Л. Н. Толстой был хорошим психологом, знатоком человеческой души, человеческой психологии. Он интуитивно предугадал характер героев, используя в их описании цветовые оттенки. Как последователь великой плеяды русских и зарубежных писателей и поэтов, он продолжил использование цвета как психологического образа в создании героев. Вот почему мы так четко каждый для себя видим Наташу. Видим ее внутреннее «Я», ее характер.
Чрезвычайно любопытным примером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был „лиловый“. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами.
Во время отъезда Николеньки в Москву (в „Детстве“) — во всем воздухе была какая-то пыльная мгла, горизонт был серо-лилового цвета“ (гл. 14). Во время хлебной уборки (там же) плыли „бело-лиловые облака“ (гл. 7). Во время грозы („Отрочество“, гл. 2) надвигавшаяся большая туча была „темно-лиловая.“ . Листья выдавались на „лиловом“ фоне (там же).
Бабушка (в „Юности“, гл. 4) носила необыкновенный „лиловый“ бант . Во время поездки в Кунцево („Юность“, гл. 21) Николенька видел залегшую над березняком „тяжелую лиловую тучу“ .
Поверхность реки, на которую так любил смотреть Николенька („Юность“, гл. 32), бывала часто „лиловатой“ .
„Разлапистый репейник с неестественно лиловыми колючими цветками грубо растет выше малины“ (там же, гл. 32).
„Дым, поднимаясь чаще и чаще, расходился быстро по линии и сбился, наконец, в одно лиловатое, свивающееся и развивающееся облако“ („Севастополь в августе 1855 года“, гл. 24).
„Кудрявые кусты сирени кое-где как будто были посыпаны сверху чем-то белым и лиловым“ („Семейное счастье“, ч. 1, гл. 2).
Во время венчания Катя стояла „в чепце с лиловыми лентами“ (там же, гл. 5).
В „Войне и Мире“:
Старик Болконский „лежал высоко на спине с своими маленькими костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками руками на одеяле“ (т. III, ч. 2, гл. 8).
„Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги“ (IV, 3, 13).
Собачонка, с которой не расстается Платон Каратаев, — „лиловая“ (и это Толстой повторяет несколько раз).
Перед сражением у Красного небо было „черно-лиловое“.
Перед Островной на восходе гнались ветром „сине-лиловые“ тучи.
Перед Тарутином стояла ночь „с черно-лиловатыми тучами“.
Графиня Безухова носила „темно-лиловое платье“.
Кн. Андрей во время своей поездки в Рязанские имения видел, как по дороге из-под листьев вылезала трава и цветы, и цветы эти были „лиловые“ (т. II, 3, 1).
На углу Поварской Пьер увидел женщину армянского типа, которая „в своем богатом атласном салопе и ярко-лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег“ (III, 3, 34).
В „Анне Карениной“:
Статьи по теме:
«Люди теплые живые шли на дно, на дно, на дно…». Человек и война
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: ...
Ф.М. Достоевский
На мой взгляд, главным произведением в жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и Наказание». Посмотрим, как автор использует цвет в описании Петербурга.
Портрет города – Петербурга – где происходит действие романа, и людей ...
Тип байронического героя
По мнению В.М. Жирмунского, у Байрона герой стоит в центре внимания: навязчивый образ его царит в воображении поэта и читателя, как бы украшая всё произведение своим мрачным величием. Байрон обращает большое внимание на описание внешности ...