Л.Н. ТолстойСтраница 1
Также как и многие другие писатели Лев Николаевич Толстой использовал в своих произведениях прием цветописи для создания более глубоких образов героев. Не малую роль играет цвет в создании образа Наташи Ростовой в романе «Война и Мир».
Уже в первых наших встречах с героиней на страницах романа, в портретной характеристике толстой предлагает нам целую цветовую гамму для изображения Наташи, недаром говорят, что она – любимая героиня писателя, его героиня, его женский идеал.
Впервые мы встречаемся с Наташей в доме Ростовых на именинах, когда ей было 13 лет, сам Толстой говорит, что она «была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Какой же она предстает перед нами в первой встрече? – «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…» Все в этой юной девочке живо, она вся в движении. Наташа смеялась «так громко и звонко», что против воли засмеялись все. Наташа – веселая, эмоциональная, она как открытая книга.
В другой раз мы видим Наташу прыгающей, как коза, все на одном месте и пронзительно визжащей. Это Николенька – Николай Ростов, старший сын в семье Ростовых, возвращается домой после долгого отсутствия. Наташа так счастлива, что не думает о нормах приличия, а делает то, что было в ее цветущем сердце.
Приехав домой, Николай погрузился в атмосферу любви, блаженного восторга, радости, «…шуршание крахмаленных платьев, шепот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что-то голубое, ленты, черные волосы и веселые лица. Обе девочки – Наташа и ее друг Соня – «были в одинаковых новеньких голубых платьях – свежие, румяные, веселые». Голубой цвет – свежий и ясный, цвет чистоты, непорочности. Это цвет чистого неба в радостное утро, чистой воды, весело журчащей в хрустальном ручье. Румяные, розовые щеки – признак здоровья, веселья, радости, беззаботности.
Мы также можем разглядеть и даже почувствовать голубой цвет в сцене Аустерлицкого сражения, когда раненый князь Андрей открыл глаза. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, -- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем облаками».
Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей и небо. Эта сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н. Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой, по-моему, еще не удавалось никому в литературе.
В начале самого сражения Болконский все еще жаждет своего Тулона, ждет момента, чтобы прославиться, но все его идеалы рушатся после ранения и после того, как он увидел эту «синеющую бесконечность» над собою.
Князь Андрей осознает всю ничтожность предшествующих мыслей о тщеславии. Он понимает, что не стоят эти мысли вечного. Стоя на пороге смерти, он также признает мелочность своего идеала – «Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом»…
Статьи по теме:
Омар Хайям-поэт и философ
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый-энциклопедист, но и как прекрасный поэт и философ. Параллельно с занятиями наукой создавал он свои бессмертные стихотворения, известные всеми миру.
Еди ...
Роман «Война и мир» основные проблемы поставление автора в романе?
Ответ:
Поставление автора в романе «Война и мир» велико, т. к. сам Толстой рассказывает о своем прошлом, то через что он прошел. В центре романа – изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояний жизни людей. В ...
Семья и потомство
В конце 1850-х познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на его долю выпала ...