Ф.М. ДостоевскийСтраница 1
На мой взгляд, главным произведением в жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и Наказание». Посмотрим, как автор использует цвет в описании Петербурга.
Портрет города – Петербурга – где происходит действие романа, и людей автор передает с помощью различных средств, но главным является цвет.
Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.
Ф.М. Достоевский трактует красный цвет и как позитивный, привлекающий и радующий, и как отрицательный: красный – цвет здоровья, счастья, радости – становится цветом болезни, страдания, горя (Алеша Карамазов – «краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток»; Квасов из «Записок из Мертвого дома» -- «маленький, красненький человечек, горячий и крайне бестолковый».
Если Пушкин, Тургенев и Толстой при обращении к красному используют его почти исключительно как мажорный, жизнеутверждающий тон, то Достоевский, трактуя красный так же и мажорно, в широчайшей степени использует красный при изображении сцен грубости, жестокости, злобы.
Предвестником недобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» -- подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению… Глаза Раскольникова уже привыкли к «городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа—«нищие, униженные и оскорбленные».
Царственный город Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых ночей»; Раскольникову же ближе другая. Вторая столица – сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы.
Ему знаком только такой Петербург: «духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу».
В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже очень было, занялся об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».
Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Достоевский писатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдруг блеснет». Фантастика, контрасты – вот Петербург Достоевского.
Как истинно тонкий психолог Достоевский сумел с помощью цвета показать и передать нам, читателям, атмосферу города. Не каждому писателю такое по силам. Можно сделать вывод, что именно цвет является главным слагаемым для получения полной картины города.
Если рассмотреть некоторые другие произведения Достоевского, например повесть «Белые ночи», роман «Бедные люди», то можно и в них обнаружить элементы цветописи.
В повести «Белые ночи» мечтатель, проходя мимо своего «приятеля» дома, слышит его жалобу: «А меня красят в желтую краску!». Мечтатель сожалеет о том, что его «приятель пожелтел, как канарейка». И далее, гуляя по ночному городу, он видит на набережной девушку: «Она была одета в премиленькой желтой шляпке и кокетливой черной мантильке». Этот контраст – черный и желтый – дает понять, что впоследствии события будут развиваться динамично. Эти цвета как бы предупреждают о чем-то неблагоприятном. «Желтый» кричит о безответной любви, которая останется на сердце мечтателя черным пятном. Эти предупреждения подтверждаются: мечтатель действительно влюбляется, девушка мечется между ним и своим возлюбленным, которого она ждала целый год, она, может быть, тоже влюбилась в мечтателя, но все равно постоянно повторяет: «О, если бы вы были он!». В конце концов, девушка уже готова быть всегда вместе с мечтателем, но тут появляется другой, тот которого она так любит, и мечтатель остается один.
Статьи по теме:
Особенности детского фольклора
Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Большой подбор текстов произведения бытует и во взрослой, и в детской среде, но методика исполнения, лексический и стилевой составы существенно различаются.
...
Литература Венгрии
XVII век венгерской литературы венгерские литературоведы называют веком барокко. Барокко связано с феодально-католической реакцией, а последняя – с деятельностью иезуитов и двором австрийских Габсбургов.
Австрия, управляемая династией Га ...
Высказывания о Сырбае Мауленове. Мухтар Ауэзов
В Сырбае есть присущая только ему тонкость и филигранность законченных коротких стихов. Они воспринимаются как домбра в искусных, вдохновенных руках кюйши, которые своими проникновенными кюями властвуют над твоей душой. ...