Употребление народных поверий и примет в ранней лирике ЕсенинаСтраница 4
На Руси пятидесятница, так же, как и «семик», была связана с гаданиями на судьбу. Задумывался и Есенин о своём будущем, которое чаще всего представлялось ему не в радужном цвете. Поэтому в стихотворении «Троицыно утро» к ощущениям праздника примешиваются настроения неуверенности, сомнений и страха. Судьба не обещает поэту ничего хорошего:
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Здесь следует сказать, что обрядность семицкой и Троицкой недели включает в себя культ растительности. На Троицу украшали зеленью дома снаружи и внутри, пол в избе обязательно устилали душистыми травами и цветами, а на улицах ставили молодые деревца. Этот старинный обычай вошёл и в церковный ритуал – церковь тоже украшали зеленью, пол устилали травой, а к обедне ходили с букетами цветов. Зелень должна была обеспечить плодородие, хороший урожай, принести здоровье людям и домашнему скоту, уберечь от всего нечистого, вредоносного. Повсеместно в русских деревнях существовал обряд «завивания берёзки» и заплетания венков.
Этот праздник был насыщен обрядами. Неслучайны дни проведения праздника, выбранные языческими предками. Они открывали начало сельскохозяйственных работ, а от результатов их зависела сама жизнь – как тут не справить ритуальные действия? Торжества начинались за неделю до Троицы и продолжались неделю после неё. Седьмая неделя после Пасхи называлась семицкой (русальной, зелёной, зелёными святками), а четверг семицкой недели семик. Люди считали, что в это время русалки выходят из воды и становятся особенно опасными для неосторожных путников. З.П. Харламова рассказывает: «На Троицкую неделю из воды выходили русалки – рожь смотреть. Если встретишь русалку, и она у тебя спросит: «что несёшь», - надо отвечать: «полынь». Русалка ответит: «брось её под тын», - и убежит. На праздник Ивана Купалы русалок задабривали и провожали в реку. С русалками жили водяные. На берегу Оки можно найти остроконечные камни. Их называют: «чёртов палец», и считают, что это пальцы водяного. В Константинове водяного называли «шутушка».
В Семик до обеда всей семьёй ходили на могилы родителей, где после поминовения ели ритуальные блюда – яичницу и блины. Затем девушки и молодые женщины уходили в рощу «завивать» на берёзах венки. Завивали веночки «на желание», «на себя» и на всех родных. Потом девушки выбирали одну берёзку, украшали её лентами, бусами, платками, а на некоторых местах ещё и печеньем в виде веночков («козулями») и устраивали праздничную трапезу с яичницей, кашей, пирогами и квасом. Первая ложка кваса давалась берёзке, а после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни. В этот же день проводился ещё один обряд – кумления. В центре большого венка, сплетенного из берёзовых веток, подвешивались крестики, а в нижней части – кукушка (кукла из тряпок или соломы). Девушки по очереди парами целовали крестики, потом друг друга и давали клятву «не браниться и не ругаться», обменивались кольцами и крестиками. После этого они считали себя кумами, сёстрами. Завершался обряд «похоронами кукушки» - «до новых берёз», «до новой травы».
В Константинове до сих пор существует поверье: если на Троицу во время богослужения в храме поплакать на цветы, принесённые в храм для праздника, то эти цветы потом в течение всего года, можно использовать в качестве оберега от несчастий, болезней и даже смерти. Обычно цветы и травы из храма разносят по домам, кладут под иконы, под подушки, под матрасы, зашивают в маленькие мешочки и на бечёвках носят на шее до следующей Троицы, а также добавляют в корм животным.
Статьи по теме:
Книга К.И. Чуковского «От двух до пяти», ее содержание и научная ценность
«От двух до пяти» К.И. Чуковского – это книга, которую будут читать и перечитывать, доколе существует на свете род человеческий. Доколе будут сменяться и чередоваться поколения, доколе не разучатся глядеть друг на друга со вниманием и инт ...
Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы в кредит”
На рубеже 50-60 г. Э. Триоле написала реалистическую трилогию «Нейлоновый век», состоящую из романов «Розы в кредит» (1959), «Луна-парк» (1959) и «Душа» (1963). «Это было, пожалуй, первое большое произведение французской литературы, попыт ...
Тематика стихов З. Гиппиус
Осенью 1899 г. у Мережковских возникает идея обновления (как им казалось) во многом себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было создание "новой церкви". Стремление услышать живой "голос цер ...