Великий русский поэт Александр Андреевич БлокСтраница 1
Блок Александр Александрович (1880-1921)
Блок Александр Александрович (16(28).11.1880, Петербург, — 7.8.1921, Петроград), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д. Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Блока с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься — с 1903. Его тетка и биограф М.Бекетова относит первые литературные опыты племянника к пятилетнему возрасту. Он посвящал их близким, много писал о родной природе. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900—1901 гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.
Становление же Блока-поэта происходит уже в студенческие годы, когда он становится студентом филологического факультета Петербургского университета. Романтические и даже в чем-то мистические отношения с Менделеевой отразились в более чем 800 стихотворениях поэта. Не все они были опубликованы, да и первая публикация состоялась не сразу — слишком неопределенными и неясными были стихотворения поэта, который тогда находился под влиянием нового литературного течения — символизма.Основной мотив ранней лирики Блока, который наиболее полно отражается в его цикле «Стихи о Прекрасной Даме», опубликованном в 1904 году, — стремление воссоединиться со своей возлюбленной. Но эта любовь возвышенная, платоническая, в ней нет греховных страстей. Поэт видит свою возлюбленную прежде всего в образе Прекрасной Дамы, а себя представляет рыцарем, иноком, поэтом, юношей.
Практически вся дальнейшая поэзия Блока одушевлена поиском пути, идеей подвига и необходимости принесения себя в жертву. Он хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Блок разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых выстроил как эстетическое и идейное целое. Каждый том состоит из разделов, каждый из которых тоже художественно замкнут. Разделы складываются из циклов, которые объединяют несколько стихотворений и сами читаются как единый текст.
Блок постепенно расширяет проблематику своих стихотворений. Кроме темы любви, центральной в его творчестве становится и тема Родины, России. Да и сама любовь воспринимается уже как любовь к конкретной личности, правда, описывается она чаще всего как трагическое чувство. Она заканчивается обычно драматически, как в стихах «Снежная маска» и «Фаина», посвященных актрисе Н.Волоховой. Трагизм личной жизни Блок воспринимает как черту эпохи, «страшного мира». Эти настроения поэта отражаются во многих его стихах, в частности таких, как «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе .»
Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда» отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку». В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и бледный» Пьеро томится о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок.
Статьи по теме:
Принципы функционирования библиографической деятельности
Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельнос ...
Писание древнерусских книг
Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необхо ...
«Проба сил» в довоенной литературной деятельности К.М.
Симонова
К. Симонов родился в 1915 году, начал печататься в 1934 году. Армия и поэзия уже с раннего детства формировали интересы К. Симонова, его судьбу, его духовную личность.
В автобиографии К. Симонов пишет: «Детство и юность прожил в Рязани и ...