ЗаключениеСтраница 1
Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.
Кристоф Глюк
Музыка, "звучащая" на страницах литературных произведений, появляется в них совсем не случайно. Попытаемся отметить наиболее яркие функции использования образа музыки в литературном произведении.
Музыкальный образ как лейтмотив, сюжетный стержень литературного произведения ("После бала", "Крейцерова соната" Л. Н. Толстого).
1. Музыкальный образ как отражение психологической характеристики персонажей (музыка – двойник героя), ("Крейцерова соната" Л.Н.Толстого).
2. Образ музыканта и его представление о музыке как отражение авторской идеи ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкина, "Кавалер Глюк" Гофмана).
3. Отношение к музыке как основа системы персонажей в творчестве писателя (Гофман "Кавалер Глюк")
4. Структура музыкального произведения как основа для создания произведения литературного (романс в стихотворении А.Фета, реквием в "Моцарте и Сальери" Пушкина, музыкальная импровизация в стихотворении Б.Л.Пастернака).
Взаимосвязь литературного произведения и музыки может выражаться и через использование средств создания образа из одного вида искусства внутри другого, так, например, в литературе активно используются звукопись, система разнообразных повторов, образы – лейтмотивы и т. д., пришедшие из музыки.
Итак, образ музыки в литературном произведении помогает сделать образы более "выпуклыми", "живыми", "яркими", к одномерному изображению мира и человека в тексте добавляется еще одно "стерео" изображение. Все это позволяет говорить о благотворном влиянии музыкальных образов на литературное произведение, которое активно используют авторы для создания художественного мира своих произведений.
Приложение
Музыка в представлении Моцарта
|
Музыка в представлении Сальери
|
"Нет, так; безделицу. Намедни ночью бессоница моя меня томила, и в голову пришли мне две – три мысли. Сегодня я из набросал…". "Мой Rekviem меня тревожит". |
"Я сделался ремесленник; перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. Звуки умертвив, музыку я разъял как труп"… "Науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке". |
"Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов" |
" Я стал творить, но в тишине, но в тайне, не смея помышлять о славе". "Нередко просидев в безмолвной келье, два, три дня, позабыв и сон и пищу…" |
"…гений и злодейство – две вещи несовместные". |
"Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты еще достигнет?" |
"Смешнее отроду ты ничего не слыхивал…Чудо! Не вытерпел, привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством". |
"Нет! Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля". |
"О небо! Где же правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?" |
Статьи по теме:
Эволюция психологизма в романах И.С.Тургенева
о "Новых людях". Тип
общественного деятеля эпохи конца 50-х начала 60-х годов в романах о
"новых людях".
1. Как художник, быстро откликавшийся на все крупные события современной ему общественной жизни, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя способного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого ...
Обзор литературы
В. Скотт, как уже говорилось, был родоначальником исторического романа в его современном понимании. Новаторство его в литературе 19 в. заключалось в том, что им были выработаны принципы исторического метода, позволявшего создавать увлекат ...
Развитие Литературы в эпоху просвещения. Литература Англии
Английская философия в XVIII в.
Английские буржуазные мыслители первой половины XVIII столетия еще смело разрабатывают материалистическую философию, они позволяют себе даже нападки на церковь и религию. « .Когда буржуазное преобразован ...