"Импровизация" Б.Л.Пастернак
В данном стихотворении автор пытается словами описать музыку, прибегая к ассоциациям, рожденным музыкой, возникающим у лирического героя при игре на фортепьяно. Так автору удается показать своего героя ярче, глубже, разносторонней.
Ярко и интересно создается образ инструмента – "клавишей стая". Причем по описанию эта стая похожа на лебедей, черных и белых. Аллитерация с повторением звуков "к", "р", "ч", "г" создает ощущение этого самого крика птиц, который передает тревожное, взволнованное состояние автора.
Сама структура стихотворения похожа на форму музыкального произведения. Первое четверостишие напоминает плавную, спокойную мелодию - размышление и состоит оно из двух фраз, предложений, одинаковых по структуре. Второе и третье четверостишия похожи друг на друга, но очень отличаются от первого. Здесь появляются короткие, отрывистые фразы, как аккорды, иные и по интонации и по настроению (они имитируют "крикливые рулады" черных и белых птиц).
Автор использует здесь и многосоюзие для "скрепления" различных ассоциативных образов, возникающих в воображении лирического героя. Дальше (в последнем четверостишии) все снова успокаивается, снова длинные протяжные фразы, ассонанс на "а", "о", "у", как и в начале стихотворения. И лишь отдельные слова с введением аллитерации, словно эхо, возвращают нас к предыдущей музыкальной теме. Данное стихотворение – образец возможности использования знаний о музыке при создании литературного произведения.
Статьи по теме:
Время в литературном произведении
Разделив виды искусства на пространственные и временные, Михаил Бахтин обобщил многолетний опыт восприятия шедевров. Но, при всей очевидности, почему литературе и музыке отказано в пространственном выражении? Слово и в дописьменную эпоху ...
Уклад жизни дореформенной России. Дворянская усадьба
как символ патриархальной России
Казалось бы, Гончаров просто мастерски описал дворянскую усадьбу, одну из тысяч подобных в дореформенной России. В обстоятельных очерках воспроизведены природа этого «уголка-нравы и понятия обитателей, круговорот их обычного дня и все жи ...
Каноны древнерусской агиографии
Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности, церемониалу или (по Д.СЛихачеву) этикету. Под литературным этикетом и литературным каноно ...