Биография МольераСтраница 1
В 1622 году у молодых супругов, венчавшихся в апреле 1621 года, Жана II Поклена и Мари Крессе в Обезьяньем домике, на улице Сент-Оноре рождается первый ребенок – сын Жан-Батист. 15 января мальчика крестят в церкви Святого Евстахия. В течение следующих трех лет один за другим у него появляются братья Луи, Жан и сестра Мари. В 1926 году умирает Жан I Поклен, дед и крестный отец Жана-Батиста Поклена, первый придворный обойщик и камердинер короля. Должность переходит к брату отца, Никола, у которого тот выкупает ее в 1631 году. Позже сын воспроизведет действия отца с точностью до наоборот: он откажется от унаследованной должности в пользу своего брата. А пока у Жана-Батиста умершая в 1632 году мать сменяется мачехой Катриной Флёретт, рождается еще одна сестра, а подросшего мальчика отправляют на обучение в Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого). В 1637 году Жан-Батист Поклен, еще учась в Клермонском коллеже, вступает в цех обойщиков как преемник дела своего отца и его должности королевского камердинера. Следующие три года он изучает право, и в 1640 году получает звание адвоката.
Дар переводчика и писателя обнаруживался уже тогда: в 1641 в доме советника Люилье собираются Гассенди, Бернье, Сирано де Бержерак (будущий друг Мольера, которого Ростан описал в одноименной пьесе) и Шапель. Философия Пьера Гассенди (1592–1655), чьи лекции слушал Поклен, была философией радости. Мир, согласно Гассенди, творится не Божественным разумом, а рождается самотворящей материей для радости и наслаждения человека. Этот склад мысли настолько увлёк Мольера, что его первым литературным созданием был перевод древнеримской поэмы Лукреция «О природе вещей», который он и зачитал присутствующим на том вечере.
В самом начале 1643 года, 6 января, Жан-Батист Поклен отказывается от должности королевского обойщика в пользу своего брата Жана, и поселяется в квартале Маре, рядом с семейством Мадлены Бежар. Позже он женится на ее младшей сестре Арманде Бежар. 30 июня он вместе с Бежарами и пятью другими актерами подписывает контракт об основании Блистательного театра. 12 сентября труппа снимает зал для игры в мяч и на время работ по перестройке помещения отправляется в Руан, где Жан-Батист знакомится с Пьером Корнелем, автором пьес, и его братом Тома. Блистательный театр открылся в первый день нового, 1644 года, и через год оказался полным банкротом. Все, что дал этот период – новое имя «Мольер», с которым новоиспеченный актер и директор театра отправился в долговую тюрьму в Шатле на несколько дней.
Те из актеров, кто не покинул Мольера, уезжают вместе с ним в провинцию и присоединяются к бродячей труппе Дюфрена, которой покровительствует герцог д'Эпернон. В течение последующих лет труппа играла в многочисленных городах. В 1650 году Мольер становится главой труппы, которая теряет покровительство герцога д'Эпернона. Двумя годами позднее прошла первая постановка комедии, написанной самим Мольером – «Шалый, или Всё невпопад». Покровительство над группой берет принц Конти, чьим секретарем позже становится Мольер.
Встреча в 1655 году в Лионе с итальянскими актерами обогатила Мольера знанием драматургии другой страны. В те времена во французском театре преимущественно ставили переделанные средневековые фарсы. Новым опытом было знакомство с итальянским театром масок, комедией дель арте: выступление актёрского ансамбля из четырёх масок. Самую известную четвёрку составляли Панталоне (купец, скупой), Доктор и два простака: Бригелла (первоначально хитрый, изворотливый, злой крестьянин) и Арлекин (первоначально глупец, позже — плут). Комедия дель арте — театр импровизации, нанизанной на сценарный план, текст роли создаётся самим актёром по ходу пьесы. Мольер начал набрасывать роли, варьировать сюжеты, приспосабливать итальянские маски к французской жизни. В некоторых мольеровских персонажах угадывается их отношение к комедии масок: таков, например, Влюблённый Доктор, позже принёсший успех.
Статьи по теме:
Понятие «земного» и «небесного»
Лирика Ф.И. Тютчева является философской. Н.Н. Скатов считает, что «мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь» (12, с. 9).
Ф.И. Тютчев ощущал себя частицей мира, а поэтому считал все чувства и наст ...
“Беседа любителей русского слова”
Известное литературное общество “Беседа любителей русского слова” было создано в 1811году А.С. Шишковым, автором “Рассуждения о старом и новом слоге российского языка” (1803), в котором он критиковал карамзинскую теорию нового литературно ...
Аристофан
Из многочисленных комедийных поэтов второй половины V в. античная критика выделила трех, как наиболее выдающихся представителей «древней» комедии. Это — Кратин, Эвполид и Аристофан. Первые два известны нам только по фрагментам. У Кратина ...