Маргарита Наваррская и рассвет ренессансной новеллы в 30-40 гг. XVI в.Страница 9
Нo вместе с тем утверждение веры как главной основы религии у Маргариты (да и в протестантизме вообще) было молчаливым признанием не возможности рационального обоснования религии. В этом смысле знаменательна рассказанная Брантомом сцена у постели умирающей придворной дамы: Маргарита, не отходившая от больной до последних минут, в момент агонии замерла на месте, не сводя глаз с умирающей. Когда один из приближенных спросил королеву, что с ней, Маргарита ответила: «Я слышала от ученых, что смерть есть расставание души с телом, и мне хотелось проверить это, увидеть, как душа покидает свою телесную оболочку. Нo я ничего, решительно ничего не увидела, и если б я не была тверда в вере, я не знала бы, что и думать». Таким образом, «Гептамерон» отражает противоречивость мировоззрения его автора, в котором, в свою очередь, отразились противоречия самой эпохи - эпохи «переоценки ценностей». Свойственное раннему Ренессансу убеждение в могуществе человека подвергается тяжким испытаниям, в результате которых одни люди склоняются к скептицизму, а другие ищут выхода в реформированной религии. Книга боролась с невежеством и суеверием, выступала против ханжества и лицемерия, против жестокости и грубости нравов, ратовала за гуманную мораль, за чистоту и порядочность человеческих отношений, особенно в любви.
Из всего сказанного выше можно понять, что новеллы «Гептамерона», которые являются итогом деятельности всей жизни Маргариты Наваррской и представляют собой явление весьма значительное для французской литературы XVI в., в которой жанр любовного романа, впоследствии столь важный в развитии художественной прозы, еще не сложился. Особое место во французской новеллистике эпохи занимают «романтические» новеллы-повести «Гептамерона». Эти рассказы, с их сентиментальной и трагической окраской, рисующие - подчас с тонкой психологической разработкой - большие страсти, столкновение страсти и долга, двигающие на первый план тему чести женщины, явились предшественниками любовного романа XVII-XVIII вв. «Гептамерон» и его автор привлекали к себе внимание многих выдающихся деятелей французской литературы.
Статьи по теме:
Проблематика и поэтика памфлетов Дефо. "Чистокровный англичанин"
Разберемся в проблематике памфлета "Чистокровный англичанин", написанного в 1701 году, и отметим выразительные средства, использованные автором.
"Любое неудовольствие королем Вильгельмом (ввиду его голландского происхожден ...
Основные характеристики модернистского романа
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения, что «Великий Гэтсби» - это модернистский роман. В рамках исследования нам следует обозначить основные характеристики модернистского романа. «Словарь Культуры ХХ века» выделяет 10 признаков эт ...
Образы крестьянских детей в произведениях для детей
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт. В этих глазах он видел «столько покоя, с ...