Маргарита Наваррская и рассвет ренессансной новеллы в 30-40 гг. XVI в.Страница 3
В 1542 г. Маргарита покидает двор и уезжает в свое королевство, где несколько лет живет почти безвыездно - в Нераке, в Мон-сен-Марсан,
Вокруг Маргариты и ее небольшого двора, состоящего из близких и преданных ей людей, группируется кружок духовных и светских лиц: поэт Никола Бурбон, которому она поручила образование Жанны, поэт Виктор Бродо, поэт и художник Денизо, Антуан Ле Масон, переводчик «Декамерона» Боккаччо, филолог Шарль де Сент-Март, укрывшийся у Маргариты после того, как по обвинению в ереси просидел два года в тюрьме, а впоследствии – автор надгробного слова о Маргарите. При Маргарите или же неподалеку от нее, жили многие из ее друзей и единомышленников: Лефевр д'Эталь (до своей смерти в 1537 г.), Жерар Руссель, стараниями Маргариты назначенный в 1538 г. епископом Олорона: Благодаря кружку королевы, в котором царит дух терпимости, глухой Беарн становится одним из культурных центров страны.
Друзья и придворные часто собирались в салоне у Маргариты; вели беседы, отражением которых станут диалоги «Гептамерона», разыгрывали аллегорические пьесы, сочиненные королевой.
Маргарита была уже немолода, здоровье ее расшатано, она ездила лечится на воды Котерэ, куда соберутся лечиться и рассказчики ее новелл; после 1542 г., вдали от двора, политических интриг и шумных празднеств, она больше отдается творчеству, составляет свои новеллы, пишет стихи и поэмы.
Ее последние стихи, и «Гептамерона» показывают, что она осталась верна своим взглядам (хотя, защищая реформаторов и даже принимая у себя Кальвина, она никогда не была последовательной протестанткой); но со второй половины 30-х годов, когда преследование реформации шло уже от имени короля, ей пришлось воздерживаться от открытых проявлений сочувствия к «ереси», а между тем она все же вовсе не была правоверной католичкой, что отлично понимала Сорбонна. С точки зрения Кальвина, она была «никодимисткой», недостаточно горячей и твердой в своем «евангелизме» и склонной при этом к заблуждениям философского характера. (Никодим - в Евангелии - фарисей, втайне сочувствовавший Христу, но боявшийся открыто следовать за ним) [там же].
В 1544 г. она узнает о смерти Маро на чужбине (ему пришлось бежать из Франции), о самоубийстве Деперье. Уехав в конце 1545 г. в Hавappy, королева проводит там безвыездно весь следующий год - в литературной работе, в беседах с кружком своих, старых и верных друзей. Летом 1546 г. она снова была на водах в Котерэ. В начале 1547 г. она узнает о новом ухудшении здоровья Франциска. Известие о его смерти застает ее в дороге, в Туссонском монастыре в Пуату, где она проведет в уединении четыре месяца после смерти брата. Там были написаны ее последние стихи и закончена поэма «Темницы»; в год смерти Франциска вышел в свет сборник ее произведений - поэм пьес и стихов, составленный одним из ее приближенных и озаглавленный им «Перлы перла принцесс». Новое царствование не сулило Маргарите Наваррской ничего хорошего - Генрих II был с ней в холодных отношениях. Он был известие своей преданностью церкви, тесно связан с Монморанси, который снова возвысился.
В 1548 г. она присутствует при дворе на свадьбе своей дочери, первый брак которой был аннулирован в 1545 г. В сентябре 1549 г. королева Маргарита поселилась в замке Одос близ Тарба; здоровье ее становилось все хуже.
Хотя в последних стихах 1547 г. она, оплакивая потерю брата, призывала к себе смерть, жизнелюбие не оставляло ее: Брантом, который имел достоверные сведения о ее последних днях, поскольку и мать его и бабка были неотлучно при королеве, рассказывает, что, узнав от врачей о неизбежности смертельного исхода, «она нашла это слово [смерть] очень горьким и говорила, что она еще не так стара и могла бы прожить еще несколько лет, так как ей было только 50-53 года». Брантом рассказывает, что когда ей говорили о бессмертии души и загробном блаженстве, она отвечала: «Все это верно, но нам придется так долго лежать мертвыми в земле, прежде чем достичь его!». 21 декабря 1549 г. Маргариты Наваррская скончалась. При новом дворе смерть королевы Наваррской в далеком пиренейском замке не вызвала волнения: на смерть ее отозвались только поэты, и среди них восходящее солнце французской поэзии, юный Пьер де Ронсар,. Творчество Маргариты Наваррской было известно Ронсару и дpyгим современникам по сборнику «Перлы перла принцесс». Только в конце XIX в. известный исследователь литературы XVI в. Абель Лефранк опубликовал ее аллегорическую поэму «Темницы».
Статьи по теме:
Биография. Происхождение
Происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам, с 1353 года. Его предок по отцовской линии, граф Пётр Андреевич Толстой, известен своей ролью в следствии над царевичем Алексеем Петровичем, за что был поставлен во гл ...
Пространство в языке прозы Кржижановского
Мир, моделируемый писателем, обладает постоянно смещаемыми в область нравственного пространственно-временными координатами. Писатель вводит нас, действительно, в странный мир. Мир, способный удивить и самого повествователя, и, разумеется, ...
Лермонтовская тема в романе Гончарова «Обрыв»
На первый взгляд может показаться, что лермонтовская строчка («Свою Тамару не брани…») звучит в романе «Обрыв» случайно, ситуативно. В сцене соблазнения Райского Ульяной Козловой последняя цитирует лермонтовского «Демона»: «Оставь угрозы, ...