Заключение
Итак, море – это один из важнейших элементов, через который видны все черты поэтической картины мира Бродского.
Образ моря у Бродского очень многогранен. Мы видели, что море возникает как часть определённого ландшафта, но очень быстро утрачивает предметное значение и приобретает бытийный характер. Однако море, благодаря связи со временем, становится не просто пространством, а пространством философским, а значит, более значительным, чем пространство в чистом виде. Море объединяет категории пространства и времени, и в связи с этим можно сказать, что эти категории единосущны. туя восточная ауреа нана
Для человека море является освобождением от границ, рамок и углов, для материи – средством перехода в мир платоновских идей. Но одновременно это освобождение означает уход из земной жизни. В связи с этим сила воздействия моря на человека двойственна: он одновременно и испытывает страх перед стихией, и тянется к ней.
Таким образом, между жизнью и смертью нет чёткой границы, жизнь и смерть так же единосущны, как и категории пространства и времени.
Однако мне бы хотелось сказать ещё и о тех эмоциях, которые испытывал сам Бродский по отношению к морю. Он, на мой взгляд, преодолел конфликт между страхом перед стихийной силой моря и желанием оказаться рядом с ним. Бродский всегда стремился оказаться поближе к «водичке», к водному пространству, но особенно притягивала его «серая» вода, вода русского севера и Петербурга. С тех пор, как Бродский вынужденно покинул родину, каждый год, на протяжении 20 лет, он приезжал в Венецию, в этот город на море, напоминающий Петербург. Море в жизни и творчестве Иосифа Бродского играет особую роль, оно часто наделено исключительными чертами. Оно становится уникальным не только в пределах Земли, но и в космосе:
Стоя на берегу
моря, морща чело,
присматриваюсь к воде,
я радуюсь, что могу
разглядывать то, чего
в галактике нет нигде. (Тритон)
[1] Лосев Л., И. Бродский: опыт литературной биографии, Звезда, 2006, № 8, с. 203
[2] Там же, с. 203
[3] Там же, с. 203
[4] Лотман М., С видом на море, Таллин, 1990, март-апрель, с. 114
[5] Лосев Л., И. Бродский: опыт литературной биографии, Звезда, 2006, № 9, с. 169
[6] Ли Чжи Ен, Конец прекрасной эпохи, 2004, с. 5
[7] Лотман Ю. М., Между вещью и пустотой, 1996, с. 734
[8] Лотман Ю. М., Между вещью и пустотой, 1996, с. 734
[9] Там же, с. 734
[10] Лотман Ю. М., Между вещью и пустотой, 1996, с. 734
[11] Бродский И., Поклониться тени: эссе, 2006, с. 192
[12] Лотман Ю. М., Между вещью и пустотой, 1996, с. 734
[13] Бродский И., Поклониться тени: эссе, 2006, с. 86
[14] Бродский И., Поклониться тени: эссе, 2006, с. 192
[15] Лотман М., С видом на море, Таллин, 1990, март-апрель, с. 114
[16] Бродский И., Поклониться тени: эссе, 2006, с. 192
[17]Лотман М., С видом на море, Таллин, 1990, с. 114
[18] Рейн Е., Человек в пейзаже, Арион, 1996, №3, с. 50
[19] Ли Чжи Ен, Конец прекрасной эпохи, 2004, с. 135
[20] Лотман М., С видом на море, Таллин, 1990, с. 114
Статьи по теме:
Два взгляда на образ положительного героя в литературе 60- г.XIX в.. Рахметов как положительный герой
нового времени
Настоящего героя «нового» времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с глубоко символическим названием «Что делать?». Появление в печати этого романа произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой прак ...
Образ профессора Челленджера
1912 год дал читающему населению планеты еще один незабываемый образ необычного человека - им оказался профессор Челленджер Джордж Эдуард, созданный Артуром Конан Дойлом и вставший в один ряд с самым известным сыщиком Англии Шерлоком Холм ...
Жизнь и творчество В.В. Маяковского
В.В. Маяковский (1893-1930)
"Я хочу быть понят моей страной" - эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нем поверхностно, разобраться в ...