Омар Хайям-поэт и философСтраница 2
То облечет судьба меня в шелка,
То обдерет, как дольку чеснока,
Но об ее капризах долго думать —
Так превратишься скоро в старика.
Но надо заметить, что ученый-поэт тяжело переживал свою постоянную зависимость от богатых меценатов, отсутствие свободы личности. Он пишет:
О, если б каждый день иметь краюху хлеба,
Над головою кров и скромный угол, где бы
Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть-
Тогда благословить за счастье можно небо.
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?
Только муха за харч может душу отдать!
Кровью сердце питайся, но будь независим.
Лучше слезы глотать, чем объедки глодать.
Лучше мыкать нужду и невзгоды с ослом.
Чем с презренным сидеть за обильным столом.
Лучше черствую корку глодать в одиночку,
Чем халвой угощаться с вельможным ослом.
На самом же деле великий ученый был глубоко верующим человеком. Его истинная вера выражалась в его стихах:
Есть много вер, и все несхожи .
Что значат — ересь, грех, ислам?
Любовь к тебе я выбрал, Боже,
Все прочее — ничтожный хлам.
Мусульманин, еврей иль язычник ты есть —
Жертвуй жизнью, чтоб душу до Бога донесть.
Будь прямой, как стрела, в соблюдении веры!
Иль — лежать в колчане тебе скромная честь.
Только Бог! Ничего больше нет, знаю я,
Мне о том рассказала тетрадь Бытия.
Светом Истины сердце едва озарилось —
От неверья очистилась вера моя!
Ты, стремящийся в вечность дорогу найти,
Можешь в светлой молитве ты много найти.
Бог — в тебе, а великое небо есть в сердце,
Лишь в себе — где еще тебе Бога найти?
Читая стихи, предложенные выше, и другие, убеждаемся и понимаем, что перед нами глубокий философ, великий гуманист и жизнелюб, человек независимого, гордого духа и трагической судьбы.
Статьи по теме:
Противопоставление «земного» и «небесного» на уровне фонетики
Важную роль в творчестве Тютчева играет звукопись. Так, в первом стихотворении сочетание звуков [лм], [пл], [зл], [бл] передают течение волн реки и движение облаков, отражающихся в водах реки:
Над виноградными холмами
Плывут златые обла ...
Речевая деятельность в процессе диалогического общения при изучении
литературы
Очень часто можно услышать от учащихся, что сложней всего им даются устные ответы. Эта проблема возникает не только на уроках литературы, но и во всей учебной практике. Но именно перед учителем литературы стоит задача вовлечь школьников в ...
Легенды Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова
Как отмечает в своей книге И.Л. Андроников, в творчестве М.Ю. Лермонтова можно легко найти элементы фольклора народов Кавказа. В поэме "Демон", рассказывающей о духе, полюбившем земную девушку, а также хорошо прослеживается его ...