Побудительные предложения с точки зрения функциональной.Страница 1
Функция побуждения преломляет одно из средств создания образа,- настроения и это средство очень существенно в поэзии Марины Цветаевой. В следующем стихе, - в двух четверостишиях, 8-ми строках, грамматическая основа выражена пятью глаголами в повелительном наклонении. Это создаёт постоянную динамику стиха. Три из пяти глаголов стоят в начале, создавая начало «на фортиссимо»:
На тебе, ласковый мой лохмотья,
Бывшие некогда нежной плотью.
Всё истрепала, изорвала,-
Только осталось что два крыла.
Одень меня в своё великолепье,
Помилуй и спаси.
А бедные истлевшие отрепья –
Ты в ризницу снеси.[xxvi]
В форме побудительного предложения поэт обращается и к душе, удивительно, что в форме повелительных глаголов - сказуемых: ешь и пей. Это создаёт контраст романтического и обыденного, их внутреннее единство и поверхностную борьбу; если так можно выразиться, романтизация обыденности и каждодневность романтики, создаёт ощущение сакральности бытия, показывает нервную незащищённость поэта от впечатлений жизни.
Веселись, душа, пей и ешь!
А настанет срок –
Положите меня промеж
Четырёх дорог.
В следующем случае, подлежащее выражено существительным, выполняющем роль обращения:
Ветер, голос мой доноси
И вот этот мой выдох тяжёлый.[xxvii]
Иногда, в роли подлежащего используются местоимения-существительные в личной форме:
Ты постом - говей,
Н е сурьми бровей,
И все сорок – чти –
Сороков церквей.[xxviii]
Иногда в побудительных предложениях у Цветаевой встречаем подлежащее и сказуемое выраженные существительными с предлогами, которые означают не столько побуждение к действию, сколько саму суть мгновенного действия:
С глаз – все завесы! Все следы –
Вспять! На линейках - нот –
Нет! – Час Души, как час Беды,
Дитя, и час сей – бьёт.
………………………
Да, час Души, как час ножа,
Дитя, и час сей – благ.[xxix]
По эмоциональной напряжённости, поэзия Цветаевой юной и зрелой по возрасту, не отличается, и побудительные предложения находим везде. В данном случае, в роли подлежащего - инфинитив:
«Так и в гробу?»
- « И под доской».
«Петь не могу!»
- «Это воспой!» - [xxx]
4 июня 1928 – в 36 лет.
- «Всё перемелется, будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет. Лучше мукой! –
(1909 – 1910) – поэту – 17-18 лет.
Фраза строится у Цветаевой не столько по принципу сказуемого, следующего за подлежащим, сколько за счет собственно поэтической технологии. То есть читатель все время имеет дело не с линейным (аналитическим) развитием, но с кристаллообразным (синтетическим) ростом мысли. «Цветаева в поэзии, в разреженном воздухе своего синтаксиса, сообщает то ускорение, в результате которого меняется самое понятие инерции» - И.Бродский.
Например, где подлежащее выражено прилагательным в значении существительного:
Отпусти-ка,
Меня, конвойный,
Прогуляться
До той сосны![xxxi] С функциональной точки зрения интересен образ лирического героя в поэзии Цветаевой:Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,Со всей каторгой гуляла – нипочем!Алых губ своих отказом не тружу.
Прокаженный подойди – не откажу!-
В данном случае, побудительное предложение довольно сложно для синтаксического разбора и существуют варианты его интерпретации как подлежащно-сказуемостного, так и как распространённого предложения с одним сказуемым, и подлежащим - оставшимся «за кадром».
Статьи по теме:
«Американизм» в работах Твена. «Простаки за границей»
Все ранние произведения Твена поражают своим жизнерадостным весельем, насмешливым, озорным тоном. Наивная вера в реальность американской свободы окрашивает эти произведения в оптимистические тона. На этом этапе Твен еще не сомневается в ...
Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи”
Жорж Перек (1936-1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи» (1965) «Потребительская цивилизация» увековечена в романе, поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мира персонажей.
В от ...
Песни-роли
Многие песни Высоцкого чем-то похожи на роли. Роли из ни кем не поставленных и более того – ни кем ещё не написанных пьес. Пьеса с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, послезавт ...