Побудительные предложения с точки зрения структурно-семантической.Страница 2
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись![xv]
Всякое сказанное слово требует какого-то продолжения. Продолжить можно по-разному: логически, фонетически, грамматически, в рифму. Так развивается язык, и если не фонетика, то семантика указывает на то, что он требует себе развития. У Цветаевой, то, что сказано, никогда не конец, но край речи, за которым - благодаря существованию Времени - всегда нечто следует. И то, что следует, всегда интереснее уже сказанного - но уже не благодаря Времени, а скорее вопреки ему. Такова семантическая структура и основа цветаевской поэтики.
С донной стороны, язык определяет сознание, с другой стороны сознание народа определяет язык. То, что явилось новостью для словесности, не было новым для национального сознания. Цветаева была вынуждена прибегнуть к тем приёмам, которые являются сущностью фольклора: к безадресной речи. В её стихах все время - монолог; но это не монолог героини, а монолог как результат отсутствия собеседника. Особенность подобных речей в том, что говорящий - он же и слушатель. Так, через слушание самого себя, и происходит процесс самопознания языка и словесного творчества, овладение мастерством использования различных семантических конструкций, для наиболее яркого и точного выражения смысла и чувства. Мариной Цветаевой, в побудительных предложениях часто используется фольклорная лексика, которая привносит в поэзию народный колорит и экспрессию: («Бабушка», «Стенька Разин»).
И стоит Степан – ровно грозный дуб,
Побелел Степан – аж до самых губ,
Закачался, зашатался. – Ох, томно!
Поддержите, нехристи, - в очах тёмно!;[xvi]
Или:
Свистят скворцы в скворешнице,
Весна – то- глянь! – бела
Скажу: - Родимый, - грешница!
Счастливая была![xvii]
Грамматическая природа предложений такова, что обязательно требует выражения некоторых субъективных значений, идущих от говорящего (именно от него, как от автора речи). Грамматический строй русского языка принуждает говорящего оснастить всякое передаваемое грамматически оформленным предложением сообщение этими значениями. К примеру, целеустановка предложения, как обязательное субъективное значение – это выражение коммуникативного задания говорящего; сообщает он или спрашивает.
Иль у красных пропадал?
- Рязань. -
Предложение выражает значение вопросительности с помощью интонации и вопросительной частицы - иль.
Важная особенность семантики побудительных предложений в том, что они позволяют начать с главного и в лексическом, и в грамматическом плане:
Стакан воды во время жажды жгучей:
- Дай – или я умру! –
Настойчиво – расслаблено – певуче –
Как жалоба в жару.[xviii]
Часто, у Цветаевой – не просто побудительные предложения, а буквально – команды:
Ибо не ведающим лет
- Спи! – головокруженье нравится.
Не вычитав моих примет,
Спи, нежное моё неравенство![xix]
Или:
Без низости, без лжи:
Даль – на две рельсы синие
Эй, вот она. – Держи!
По линиям. По линиям…[xx]
Конь без удержу,
- Полным парусом! –
В завтра путь держу, -
В край без праотцев;[xxi]
Так знаменосец покидает знамя,
Так на помосте матерям: «Пора!»
Так в ночь глядит – последними глазами –
Наложница последнего царя.[xxii] –
Семантическая структура побудительных предложений позволяет выразить необычность и контрастность смыслов, когда Муза, описывается «россыпью гортанною, клёкотом»:
- Храни её, Господи,
Такую далёкую! [xxiii]
Часто встречаем у Цветаевой модальность побуждения в значении мольбы:
Сделай милость:
Аминь, аминь,
Рассыпься![xxiv]
Иногда, в значении просьбы:
- Друг! Не ищи меня![xxv]
Модальность побуждения встречается в поэзии М.Цветаевой с самой разнообразной семантической нагрузкой, от приказа до мольбы, и служит экспрессивной выразительности поэтической строки, создавая общий возвышенный настрой и оттенок ирреальности.
Статьи по теме:
Побудительные предложения с точки зрения функциональной.
Функция побуждения преломляет одно из средств создания образа,- настроения и это средство очень существенно в поэзии Марины Цветаевой. В следующем стихе, - в двух четверостишиях, 8-ми строках, грамматическая основа выражена пятью глаголам ...
Аристофан
Из многочисленных комедийных поэтов второй половины V в. античная критика выделила трех, как наиболее выдающихся представителей «древней» комедии. Это — Кратин, Эвполид и Аристофан. Первые два известны нам только по фрагментам. У Кратина ...
Л.Н.Толстой "После бала", "Крейцерова соната"
Они играли Крейцерову сонату Бетховена. У!…
Страшная вещь эта соната… И вообще страшная вещь эта музыка…
Говорят, музыка действует возвышающим душу образом – вздор, неправда!
Л.Н.Толстой убежден, что "лирическая поэзия и музыка им ...