Колористика в поэзии В.С. ВысоцкогоСтраница 5
струны! Я зароюсь в землю, сгину в одночасье - Кто бы заступился за мой возраст юный! Влезли ко мне в душу, рвут ее на части - Только б не порвали серебряные
струны!».
Наблюдаются случаи, когда Высоцкий в одном своем произведении использует сразу несколько цветов:
« Красное, зеленое, желтое, лиловое,
Самое красивое – на твои бока!».
Нагнетание красок, расцвечивающих женскую одежду, их насыщенность и контрастность выдают широту и буйство натуры влюбленного рецидивиста, и – определенный романтизм, позволяющий бросить к ногам любимой целый мир.
Есть и такие произведения у Высоцкого, в которых чередуются только черный и белый цвет: «Куда вам деться! Мой выстрел - хлоп! Девятка в сердце, Десятка - в лоб . И черной
точкой На белый
лист - Легла та ночка На мою жизнь!»;или«Только черные
вороны стаею вьютсяНад трупами наших бойцов.…После смерти - для всех свои птицы найдутся,Так и белые
птицы - для наших бойцов»;
«Тайной покрыто, молчанием сколото -
Заколдовала природа-шаман.
Черное
золото, белое
золото
Сторож седой охраняет – туман».
Черно-белая картина нисколько не уступает многоцветным картинам по своей насыщенности, ведь здесь не важен цвет как таковой, здесь важны эмоции.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, на наш взгляд, Высоцкого мало интересуют цвета, сочетания цветов, ему важна не видимая, а эмоциональная функция цвета. Многокрасочных картин и пейзажей он не создает. Высоцкий воспринимает цвета не зрительно, не как живописец, а как музыкант.
Такой вывод мы делаем, опираясь на сопоставительный материал творчества А.С.Пушкина.
Мы избрали творчество А.С.Пушкина, потому что:
- во-первых, на сегодня уже есть методика описания цветовой палитры С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина;
- во-вторых, Высоцкий часто упоминает в своих произведениях Александра Сергеевича:
«Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я -
Про дуб зеленый и про цепь златую там.
И вот сейчас я нахожусь у Лукоморья,
Командированный по пушкинским местам;
Мед и пиво предпочел зелью приворотному,
Хоть у Пушкина прочел: "Не попало в рот ему ."».
И, даже, создает, в противовес ему, антисказки:
«Работал я на ГЭСах, ТЭЦах и каналах,
Я видел всякое, но тут я онемел:
Зеленый дуб, как есть, был весь в инициалах,
А Коля Волков здесь особо преуспел».
Таким образом, Высоцкий использует в своих произведениях, уже имевший место в творчестве Пушкина, цветовой спектр.
Исследователь творчества Пушкина С.М.Соловьев отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматические произведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются не только второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительным является спектр драматических произведений. Здесь только две краски: всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%. Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания других цветов совершенно единичны».
Статьи по теме:
Вместо заключения
Несмотря на уготованные судьбой горести, Благинина — на протяжении многих лет жизни — не утратила оптимизма и своей заповедной духовности, основы которой были заложены, конечно же, еще в детстве, на Орловщине. Это выразилось и в ее поэзи ...
Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы. Понятие «библиографическая деятельность», основные функции
библиографической деятельности
Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение ...
Литературный язык Древней Руси
Вместе со старославянскими книгами на Русь в конце X-XI в. был перенесен старославянский язык - первый общеславянский литературный язык, наднациональный и международный, созданный на болгаро-македонской диалектной основе в процессе перево ...