Колористика в поэзии В.С. ВысоцкогоСтраница 4
пахучее, противное-
Прыгало по комнате, ходило ходуном,-
А потом послышалось пенье заунывное-
И виденье оказалось грубым мужуком!».
Двойственное значение зеленого
издавна лежит в основе цветовой символики ( зеленый цвет связан не только с произрастанием, но и со смертью и смертельной бледностью):
«Ободрав зеленый дуб,
Дядька ихний сделал сруб,
С окружающими туп
стал и груб, -
И ругался день деньской».
Можно предположить, что зеленый цвет становится у Высоцкого синонимом равнодушно-пассивного, безропотного «растительного существования».
У В.С.Высоцкого, помимо зеленого цвета, упоминается и изумрудный – более контрастный цвет:
«Тот камень, что покой тебе подарил, -
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным
льдом -
Которую ты так и не покорил».
Но такие упоминания встречаются крайне редко.
Желтого цвета
у Высоцкого не много.
«Растворимой мне махры,
Зять – подохнет без икры,
Тестю, мол, даешь духи для опохмелки!
Двум невесткам – все равно,
Мужу сестрину – вино,
Ну а мне – вот это желтое
в тарелке!».
В этом желтом в тарелке для героя стихотворения заключено не просто представление о еде как таковой, а целый сонм переживаний и дум о прекрасном; с другой же стороны в подобном цветовом обобщении сквозит паническая растерянность «контуженого» изобилием провинциального эмиссара перед реальным воплощением желаемого.
Сам Высоцкий, отвечая на вопрос о природе этого метонимического цветообраза, воплощающего собой и жалкость, и убогость материальных запросов героя, признавался: «Я, правда, не знаю, что это – «желтое в тарелке». Но я помню: были какие-то такие банки консервные, они сейчас исчезли, и на них была нарисована тарелка и на ней – что-то желтое. Может, это было манго…».
Как было сказано выше, Высоцкий мало употребляет желтого цвета в своих произведениях. Вместо желтого он использует золотой цвет, более яркий, экспрессивный, заметный:
«На тебя, отраву, деньги, словно с неба сыпались –
Крупными купюрами, «займом золотым
»»;
или
«Здесь и вправду ходит Кот, -
Как направо - так поет,
Как налево - так загнет
анекдот, -
Но, ученый сукин сын,
Цепь златую
снес в торгсин,
И на выручку - один -
в магазин».
В своих произведениях Высоцкий обращается не только к «простому» цвету, но и к «блестящему» - золотому, серебряному:
«Дом хрустальный на горе - для нее,
Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.
Родники мои серебряные
,
Золотые
мои россыпи!».
Что примечательно, когда речь заходит о музыке, Высоцкий использует «блестящий» цвет:
«Гитара опять
Не хочет молчать -
Поет ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными
струнами! »;
или «У меня гитара есть - расступитесь стены! Век свободы не видать из-за злой фортуны! Перережьте горло мне, перережьте вены - Только не порвите серебряные
Статьи по теме:
Биография Мольера
В 1622 году у молодых супругов, венчавшихся в апреле 1621 года, Жана II Поклена и Мари Крессе в Обезьяньем домике, на улице Сент-Оноре рождается первый ребенок – сын Жан-Батист. 15 января мальчика крестят в церкви Святого Евстахия. В тече ...
Психологическое раскрытие внутреннего мира человека в романах И. С. Тургенева
о "Лишних людях". Особенности "тайного психологизма"
в тургеневском романе.
Своеобразие и сила тургеневского психологизма заключается в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственно ...
Анализ учебников и программ по литературе для среднего звена.
Учебники и программы по литературе для 9 класса
Организация процесса обучения литературе в основной школе осуществляется с опорой на следующие программы и соответствующие им учебные пособия[15]:
1. Программа «Литература. 5–11 классы»/ Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2000 ...