Колористика в поэзии В.С. ВысоцкогоСтраница 3
«Что же ты, зараза, бровь себе побрила,
Ну для чего надела, падла, синий свой берет!».
Голубой цвет
, вбирая все характерные для синего значения, приобретает и свои семантические оттенки, связывающие его образ в искусстве, литературе, психоанализе с небесной чистотой, покоем, безмятежностью.
У Высоцкого голубой цвет символизирует мечтательность, но в тоже время и ощущение безнадежности:
«Но где же он, мой «голубой
период»?
Мой «голубой
период» не придет!».
Голубой ассоциативно или напрямую связан с темой творчества, вдохновения, поиском гармонии и покоя, которые немыслимы без особого лиризма и внутренней свободы.
«Мой «голубой
период» не придет!» - в этих горьких словах звучат и отголоски излишней боязни оказаться талантливым не в той мере, в какой хотелось бы.
Голубой цвет ассоциируется еще и с благородностью, с некой привилегией:
«Но имя есть - я повторяю как пароль, -
Не верь, что детективы нелюдимы:
Она играет голубую
роль,
Мне голубая
роль – необходима»;
или
«Хоть ты - кровь голубая
,
Хоть ты - белая кость, -
Ведь родится Он, и знаю -
Не пожалует Христос!»
Красный, желтый и зеленый цвета ассоциируются со светофором:
« И только красный, желтый
цвет – бесспорны,
Зеленый
– тоже: зелень в хлорофилле,
Поэтому трехцветны светофоры
Для тех, кто пеш и кто в автомобиле».
Красный цвет
Высоцкий соотносит с образом «социального прогресса», превратившийся в неизменный спутник советского быта:
«Сколько лет счастья нет,
Впереди - все красный
свет».
Красный – помпезно-революционный:
«Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря - но не дрогнет рука, -
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка». В произведениях «Комментатор из своей кабины…» и «Как в старинной русской сказке…» Высоцкий использует простонародные выражения, где красный цвет выступает в роли эпитета:« Комментатор из своей кабиныКроет нас для красного словца
, -Но недаром клуб "Фиорентины"Предлагал мильон за Бышевца»;и «Как однажды поздно ночью добрый молодец,Проводив красну девицу
к мужу,Загрустил, но вспомнил: завтра снова день,Ну, а утром – не бывает хуже».
Зеленый
цвет
, так или иначе, связан в каждом сознании с обозначением травы или растительного мира в целом [2]:
« И вот опять – вагоны,
Перегоны, перегоны,
И стыки рельс отсчитывают путь,-
А за окном – в зеленом
Березки и клены, -
Как будто говорят: «Не позабудь!».
Но это зеленое обращается порой в «змеиное», «пахучее», «противное»:
«У вина достоинства, говорят, целебные,-
Я решил попробовать – бутылку взял, открыл…
Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:
Может быть, зеленый змий, а может крокодил
!
А оно – зеленое,
Статьи по теме:
Культура
Лишь в середине 20-го века была четко сформулирована, наряду с поощрением творческого труда и сохранением культурного достояния, третья задача: распространение культуры. Пионером в этом отношении был министр просвещения и изобразительных ...
Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка
Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу началь ...
Творчество русского поэта Брюсова
В десять - пятнадцать лет Брюсов пробует свои силы в поэзии и прозе, пытается переводить античных и новых авторов. Весной 1894 года вышла из печати тоненькая книжка стихов под названием «Русские символисты». За ней последовали ещё две так ...