Колористика в поэзии В.С. ВысоцкогоСтраница 1
Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Пронизывая каждое мгновение бытия, оно настолько органично нашей природе, что зачастую мы просто не отдаем себе отчета, каким образом складываются наши цветовые пристрастия и антипатии – эмоциональный компонент в восприятии цвета диктуется на подсознательном уровне – так отмечают психологи.
Но цвет интересует не только психологов, но и литературоведов, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Так, на сегодня уже есть методика описания цветовой палитры С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина.
Свое исследование мы выполняли на материале первого сборника В. Высоцкого « Нерв». Мы проанализировали 133 стихотворения Высоцкого на предмет выявления цвета: учитывались прилагательные и другие части речи с семантикой цвета. В итоге мы выяснили, что:
У Высоцкого – поэта с цветом были особые отношения. Творчество Высоцкого не перенасыщено колористическими образами, можно отметить даже определенную скупость в использовании им цветового спектра при построении своего художественного мира.
Общая цветовая палитра Высоцкого такова: черный, белый и серый – три основные цвета, наиболее часто употребляемые В.С. Высоцким, составляют 68% от общей цветовой палитры. Кроме них, синий, красный, зеленый и желтый дают еще несколько «пятен» в спектре, занимая оставшиеся 32%.
Мы представляем их по мере частотности.
Основным цветом в произведениях Высоцкого является черный.
Он показывает какое-то необыкновенно глубокое восчувствование трагедийного. Так, в песнях военной тематики – черный цвет везде угрюмо символичен, становится признаком несчастья, ужаса. Это земной поклон тяжкой солдатской страде и сострадание к нашим солдатам, оказавшихся в фашистском плену, а также «загремевшим» в штрафные батальоны смертников [1]:
« Мне хочется верить, что черная
наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход»;
Или
«Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела
от горя»;
«В плен – приказ: не сдаваться!- они не сдаются,
Хоть им никому не иметь орденов.
Только черные
вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.
…Ну а вороны- словно над падалью- вьются
Над черной
колонной врагов».
Белый цвет
находится на втором месте по частоте его использования. Все белое создает приподнятость, радостность [2]:
«
Как Хорошо устроен белый
свет! –
Меня вчера отметили в приказе:
Освободили раньше на пять лет, -
И подпись: «Ворошилов, Георгадзе»».
Для лирического героя Высоцкого это очень значимое событие в его жизни. Это праздник для него, а праздники, обычно, ассоциируются у нас с чем-то радостным, светлым.
Так, в произведении «Про меня говорят: он, конечно, не гений…» Высоцкий показывает пробуждение своего героя от кошмарных ночей, от темного и, в какой-то мере, от «белого». А это тоже своеобразный «праздник». Это возрождение к жизни:
Статьи по теме:
Образы средневековых растений и животных в драматургии
Шекспира (на материале трагедий «Гамлет», «Цимбелин», «Король Лир», хроники
«Перикл», поэмы «Жалобы влюбленной)
Растения. «Когда читаешь Шекспира, то кажется, что деревья, цветы, травы, окружающие человека, мирно расположившиеся у его башмаков и краев одежды, - все они в своей чеканной красоте перебрались сюда с пергаментов ботанических трактатов, ...
Переводы романа в стихах «Евгений Онегин»
Особый интерес представляют переводы «Евгения Онегина». Среди нескольких выделяются два, исполненные строфой оригинала: Гастона Перо и Жана-Луи Баке. Именно его переводами пользовался автор, анализируя «Евгения Онегина».
«Мой дядя сам ...
Библейские реминисценцкие модели мира в трилогии И.А. Гончарова
Можно сказать, что роман Гончарова «Обломов» построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представляет нам мифоло ...