Заключение
Сегодня, оглядываясь назад, можно усмотреть в едином теле русской культуры множество разделительных линий и границ. На нашу культурную историю, конечно же, влияли политические, идеологические, эстетические пристрастия эпох. Но среди самодовольства пристрастий всегда оставался срединный путь — мощное течение традиции, определявшей существование целого. Частные, приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в «культурные тупики», которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших современников. Но несмотря на это вклад русской, российской культуры в мировую культуру громаден. Это огромное достояние и поле для дальнейшего развития и накопления культурных ценностей, а также для увеличения общемирового культурного потенциала.
Глубоко национальное искусство Шаляпина восхищало его современников. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства — драматическое и музыкальное, подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу. Выступая в конгрессе США президент Рузвельт сказал, что Россия сполна рассчиталась с мировым сообществом за долги царского правительства, отдав миру С.Рахманинова, А.Павлову, Ф.Шаляпина и многих других.
Этот период – с конца XIX века до начала мировой войны – вошёл в историю как «серебряный век русской культуры». Тот, кто придумал это название (философ Н. А. Бердяев), конечно же, сравнивал его с «золотым веком» Пушкина, Гоголя, Глинки. Первенство осталось за ними. Но серебро – это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряных» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Ибо изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утончённости – особенно когда их одевает патина времени. Таким и остался в памяти России и всего мира взлёт русской культуры в начале XX века.
[1] Борзова Е. П. История мировой культуры. - СПб.: Лань, 2001, стр. 84
[2] Яковкина Н. И. История русской культуры XIX века. - СПб.: Лань, 2000, стр. 112
[3] Яковкина Н. И. История русской культуры XIX века. - СПб.: Лань, 2000, стр. 214
[4] Шишова Н. В. История и культурология. Учебное пособие. – М.: Логос, 2001, стр. 274
[5] Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои 40 лет на театрах. – М.: Гелиос, 2005, стр. 38
[6] Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои 40 лет на театрах. – М.: Гелиос, 2005, стр. 112
Статьи по теме:
Литература Смутного времени. XVII в. - переходная эпоха
от древней к новой литературе, от Московского царства к Российской империи
Это было столетие, подготовившее почву для всеобъемлющих реформ Петра Великого." Бунташное " столетие началось Смутой: страшным голодом, гражданской войной, польской и шведской интервенцией. События, потрясшие страну, породили о ...
Особенности немецкого романтизма
Характерными для немецкого романтизма, практически почти исключительно «немецкими» жанрами стали, фантастическая повесть или сказка, ироническая комедия, фрагмент, особый романтический роман и, в частности «роман о художнике».[1]
В их ...
Омар Хайям-поэт и философ
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый-энциклопедист, но и как прекрасный поэт и философ. Параллельно с занятиями наукой создавал он свои бессмертные стихотворения, известные всеми миру.
Еди ...