Мемуары Ф. И. Шаляпина как источник изучения эпохи
серебряного века.Страница 2
Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.
Голодать в Тифлисе особенно неприятно и тяжко, потому что здесь все жарят и варят на улицах. Обоняние дразнят разные вкусные запахи. Я приходил в отчаяние, в исступление, готов был просить милостыню, но не решался и, наконец, задумал покончить с собою. Я задумал сделать это так: войду в оружейный магазин и попрошу показать мне револьвер, а когда он будет в руках у меня, застрелюсь. Теперь понимаю, что все это было затеяно и глупо, и не осуществимо, но тогда я твердо решил покончить с собою так или иначе. Жить мне очень хотелось, - но как тут жить? .
В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и пел с успехом партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх: Хан Кончак в «Князе Игоре» А. П. Бородина; Иоанн Грозный в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова; Варяжский гость в его же «Садко»; Сальери в его же «Моцарте и Сальери»; Мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского; Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки; Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского и во многих других операх.
В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.
Летом 1898 года живя вместе с Рахманиновым на даче артистки Любатович в имении Путятино Шаляпин готовит под руководством Сергея Васильевича партию Бориса Годунова. Каждое утро друзья проводили несколько часов за роялем, а в полдень бежали купаться. Меряя саженками гладь реки, Шаляпин пел фрагменты из партии Бориса Годунова, стараясь укрепить свободу голоса и добиться ровного звучания даже в таких трудных условиях. Артисту долго не давалась спокойная, полная внутреннего достоинства и силы походка царя и Рахманинов помирал со смеху, когда он, долговязый и неуклюжий, с необычайной важностью расхаживал по прибрежному песку в чем мать родила стараясь придать своей фигуре царственную осанку. - Ты бы хоть простыню на себя накинул, - говорил Рахманинов - Ну нет, - отвечал Шаляпин, - в драпировке-то каждый дурак сумеет быть величественным. А я хочу, чтобы это и голышом выходило. И, в конце концов, Федор Иванович добился чего хотел.
Статьи по теме:
Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера и их влияние на творчество О.
Уайльда
Существенную роль в формировании теории эстетизма сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. В оригинальных по форме художественные эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многих тенденций в англий ...
Что такое авторская песня
Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Сама по себе «поющаяся поэз ...
Городская тема в творчестве В.В.Маяковского
Для Маяковского обращение к теме города было, кроме того, связано с футуризмом — искусством чисто городским.
Тема города подробно разрабатывается в дооктябрьском творчестве Маяковского.
Город Маяковского постоянно находится в движении, ...