Введение
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства. Многообразные события конца XVIII в. — начавшийся под влиянием роста капитализма распад феодально-крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия», как нельзя более реальная в русских условиях угроза крестьянского восстания — вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи. Подавляющая часть писателей отказалась от того, что так любовно культивировал классицизм — от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего «высокие» виды искусства от видов «подлых», служивших интересам презренной «черни». Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
XIX век начался с осознания личности и народа как двух различных и непримиримых понятий - личные устремления человека и его природная основа противоречат между собой.
Точкой отсчета этого периода считается Французская революция 1789-1794 годов. Ее результаты — казни, война, жестокость — были приняты как естественные плоды эпохи Просвещения. Объективность идеи разума, разумного устройства общества, мира были поставлены под сомнение, что явилось причиной разрушения всей системы мировоззренческих и эстетических ценностей. Мир вновь стал хаотичен, дремуч, не понят и непонятен. Русские дворяне разочаровались в идее здравого порядка, справедливости, покинули государственную службу и уединились в своих родовых поместьях. Раздумья об итогах эпохи Разума приводят их в трагические противоречия между личностью, её свободными устремлениями, мечтами и природной основой человека, действительностью земной жизни, неумолимыми законами исторического движения. Это противоречие было осмыслено как проблема личности и народности.
Такие умонастроения подняли сильные трансформации в системе русской литературы. Основное внимание было сфокусировано на духовном мире человека и его взаимоотношениях с внешним миром: народом, историей, страной, собственной судьбой. Такое пристальное внимание к душевным волнениям человека привёл к возникновению феномена лирического героя, который в корне трансформировал поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, деформировал рубежи между стихами и прозой, литературой и реальностью.
Перед литературой предстали новые задачи. Проблема личности и народности, объединение личности и народа мыслилось, в основном, как культурная, а не общественная задача. Ставшая перед литературой, задача формирования поэтических форм сближалась, в основном, к вопросу нового литературного языка, вокруг которого разгорелись бурные дискуссии. В ходе споров сумбурное существование русской литературы получало более или менее определённые признаки. Писатели, в ходе этих споров, создавали разные литературные общества, кружки, журналы, в которых происходил процесс кристаллизации эстетических идей, поэтических форм, стилей.
Статьи по теме:
Основные направления структурирования библиографической деятельности
Проблема структурирования библиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ее важность обусловлена факторами как теоретического так и практического характера. Четкое представление об основных элементах библиографи ...
“Дружеское литературное общество”
Карамзинизм не совсем совпадал с творчеством самого Карамзина. Его новаторство состояло из преодоления старого литературного языка, прежних художественных приёмов, новаторство карамзинистов состояло в продолжении, искусном использовании т ...
Типология (разновидности) художественных образов
Художественная реальность литературного творения, как правило, редко выражает себя в одном, единственном художественном образе. Традиционно она возникает из многозначного образования; целой системы. В этой системе многие образы отличаются ...