ВведениеСтраница 1
В творчестве многих русских писателей можно найти немало примеров того, как автор наделяет личностными характеристиками какой-либо населённый пункт, создавая своеобразный «портрет» города, деревни, местности. Достаточно указать на следующие произведения: «История села Горюхина» А.С. Пушкина; «Город без имени» В. Достоевского, «Патриархальные нравы города Малинова» А. Герцена; «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Городок Окуров» М. Горького; «Город Градов» А. Платонова. Мы выбрали для исследования образ города Аткарска в творчестве Ю.П.Анненкова.
Аткарчане берегут и охраняют исторические памятники, а так же любят свой город и гордятся его историей, которая у него очень богатая и интересная Первые поселения в окрестностях Аткарска относятся к эпохе энеолита (4-3 тыс. до н. э.) и бронзовому веку (2-1 тыс. до н. э.). В XI-XII веках здесь кочевали воинственные половецкие племена. В XIII-XIY веках территория Аткарского края входила во владения Золотой Орды. Земли в пойме Медведицы принадлежали золотоордынскому вельможе Еткаре. Его именем были названы приток Медведицы и поселение на его берегу. В 1699 году на слиянии рек Аткары и Медведицы по распоряжению Петра I для защиты юго-восточных границ Российского государства от набегов степных кочевников была основана сторожевая слобода пахотных солдат Еткара. В 1774 году, во время пугачевского бунта слобода была захвачена войсками Е.И. Пугачева. 7 ноября императрица Екатерина II пожаловала слободе Еткара статус города. Новый город получил название Аткарск и стал центром Аткарского уезда. В 1781 году был утвержден герб Аткарского уезда, изображавший летящих над рекой птиц-рыболовов. *
Цель моей работы – исследовать образ города Аткарска в творчестве Ю.П. Анненкова, чтобы достичь этой цели я поставила перед собой следующие задачи: дать определение понятию «образ» и проанализировать стихотворения Ю.П.Анненкова, в которых встречается образ города Аткарска. Для выполнения этих задач нами были рассмотрены литературоведческие статьи, в которых дается определение понятию «образ».
Л.Чернец дает следующее определение: «Художественный образ – это категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления. Художественное осмысление отличается от теоретического тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании.
Художественный образ по Гегелю – результат «очищения» явления от всего случайного, заменяющего сущность, результат его идеализации. Художественный образ выполняет познавательную функцию. Специфические черты художественного образа заключаются в целостности реального бытия явлений действительности. Он несет в себе отпечаток типического значе6ния, обобщения.
В художественно - документальной литературе слова могут быть неукрашенными, но художественные образы всё равно создаются. Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве. Каждый, созданный им самим образ, дорог художнику. Образ существует объективно как «вещь в себе», но становясь элементом создания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.
Дополнительная информация о понятии «художественный образ» дается Эпштейном: В художественном образе неразрывно слиты объективно – познавательное и субъективно – творческое начала. Художественная специфика образа определяется не только тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность, но и тем, что он творит новый, небывалый вымышленный мир.
Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и её чувственное воплощение – такова внутренняя подвижная сущность образа. Образ обладает двучленностью. Образ – это пересечение предметного и смыслового рядов, словесно обозначенного и подразумеваемого. Цель образа – преобразить вещь. Разновидности и классификация образов:
а) Образы – детали.
б) Портрет. в) Образы характеров и обстоятельств.
Статьи по теме:
Особенности рок-поэзии
Жанр рок - поэзии, игнорировавшийся до недавнего времени официальным литературоведением, является, тем не менее, фактом литературы и соотносится с эстетическими категориями, определившими метаморфозы в облике прозы и поэзии в ХХ в. (неоми ...
Выводы
Период творчества О. Уайльда – это период развития эстетизма в английской и мировой литературе.
Эстетизм – это течение в английской эстетической мысли и искусстве, что зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-е – 1890 ...
Жанры массовой литературы
Каноническое начало (заимствованные из «высокой» литературы) лежит в основе всех жанрово-тематических разновидностей массовой литературы, составляющих ныне ее жанрово-тематический репертуар. В этот репертуар, сложившийся примерно к середи ...